Главная | Регистрация | Вход | RSS | Пятница, 17.05.2024, 10:51 |
Ashlapender | |
Приветствую Вас Гость |
|
Далее 2Анализ внутренней среды организации заключается в обследовании основных функциональных зон организации с целью выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. Схема проведения анализа внутренней среды аналогична описанной ранее схеме анализа внешней среды и включает выявление наиболее значимых факторов внутренней среды, характеристику их состояния и тенденций развития, оценку направления и степени влияния факторов на организацию. Полученные результаты анализа внутренней среды организации студенты должны представить в виде списка сильных и слабых сторон организации, упорядоченных по убыванию степени их значимости (см. табл.3). Таблица 3 Сильные и слабые стороны организации
Списки слабых и сильных сторон организации, а также внешних возможностей и угроз используются для построения матрицы SWOT ( рис2.).
Рис. 2. Матрица SWOT Матрица SWOT позволяет проследить возможные сочетания характеристик внешней среды (возможности и угрозы), которые записываются в верхней части матрицы, с сильными и слабыми сторонами организации, которые записываются с левой стороны матрицы. В результате образуются 4 поля (см. рис.2). Студенты должны внимательно проанализировать все возможные комбинации характеристик внешней и внутренней среды и вписать в каждое поле матрицы варианты рекомендуемых стратегий развития организации: в поле 1 - стратегии, использующие сильные стороны организации для реализации возможностей, появившихся на рынке; в поле 2 - стратегии, использующие сильные стороны организации для устранения угроз внешней среды; в поле 3 - стратегии, минимизирующие слабые стороны организации, используя внешние возможности; в поле 4 - стратегии, минимизирующие слабости организации и внешние угрозы.
Часть 3. Портфельный анализ деятельности организации. При использовании портфельного метода анализа организация рассматривается как совокупность стратегических хозяйственных подразделений, т.е. как портфель СХП. Задача портфельного анализа состоит в оценке фактического состояния портфеля организации и разработке дифференцированных стратегий для различных СХП исходя из общей цели развития организации. Инструментом портфельного анализа являются матрицы - двухмерные модели, сравнивающие стратегическое положение каждого СХП организации. В ходе выполнения этой части контрольного задания студенты должны: 1) построить матрицу БКГ («рост/ доля») и матрицу Мак-Кинси («привлекательность рынка/ позиция в конкуренции»); 2) оценить фактическое состояние портфеля хозяйственной деятельности организации на основе анализа положения отдельных СХП в построенных матрицах и соотношения различных СХП в портфеле; 3) классифицировать СХП по принципу приоритетов инвестирования и разработать рекомендуемые стратегии для каждого СХП с целью улучшения общего положения организации; 4) сделать выводы о стратегической привлекательности портфеля в целом. Для построения матрицы БКГ по горизонтальной оси откладывается относительная доля рынка, по вертикальной - темп роста рынка. Горизонтальная ось разделяется на две зоны: зону высокой относительной рыночной доли (>1)и зону низкой относительной рыночной доли (< 1). Вертикальная ось также разделяется на две зоны: зону высокого темпа роста рынка (>105%) и зону низкого темпа роста (<105%). Таким образом, полученная матрица состоит из четырех квадрантов. «Дойные коровы» занимают лидирующее положение на зрелых, насыщенных, подверженных застою рынках. За счет высокой доли рынка «дойные коровы» имеют значительную экономию в затратах и приносят организации большую прибыль, чем требуется для поддержания их доли на рынке. «Знаки вопроса» не имеют хороших конкурентных позиций , но действуют на перспективных быстрорастущих рынках. Для увеличения доли рынка они требуют больших инвестиций. «Собаки» - наиболее бесперспективные виды деятельности. Они имеют слабые конкурентные позиции в сложившейся или сокращающейся отрасли. Студенты должны нанести на матрицу БКГ каждое СХП организации. Данные о темпах роста рынка для всех СХП организации приведены в табл. 1 приложения 1. Относительная доля рынка СХП рассчитывается на основании данных о продажах СХП и его ведущего конкурента (см. табл.1 приложение 1) по следующей формуле: Объем продаж СХП Объем продаж ведущего конкурента Каждое СХП в матрице БКГ представляется в виде окружности, диаметр которой пропорционален емкости рынка, а затененный сектор внутри окружности отражает долю рынка данного СХП. Доля рынка СХП рассчитывается на основании данных табл.1 приложения 1 по следующей формуле: Пример. На рис.4 изображено СХП, имеющее следующие характеристики: темп роста рынка - 102%, относительная доля рынка - 2,0, емкость рынка - 10000 тыс. ед., доля на рынке - 10%. На базе анализа положения СХП в рамках матрицы БКГ могут быть предложены следующие варианты стратегий: рост и увеличение доли рынка - возможная стратегия для «звезд» и перспективных «знаков вопроса»; сохранение доли рынка - стратегия для «дойных коров», которые являются источником финансирования для растущих видов деятельности; «сбор урожая», т.е. получение краткосрочной прибыли в максимально возможных размерах даже за счет сокращения доли рынка, - возможная стратегия для слабеющих «дойных коров», бесперспективных «знаков вопроса» и «собак»; отсечение (отделение СХП), т.е. продажа СХП или превращение его в отдельно работающую фирму - стратегия для «собак» и «знаков вопроса», не имеющих больше возможностей инвестирования для улучшения своих позиций. Более сложным вариантом портфельной модели является многофакторная матрица Мак-Кинси. Характеристиками матрицы являются привлекательность рынка и позиция в конкуренции, оцениваемые на базе большого числа показателей. В контрольном задании используется 10-балльная шкала для оценки этих показателей. Все множество показателей, характеризующих привлекательность рынка, разделено на четыре группы: 1. Размер и темп роста рынка. 2. Качество рынка. 3. Конкурентная ситуация. 4. Влияние внешней среды. В таблице 2 приложения 1 представлены полученные экспертным путем веса и балльные оценки перечисленных групп показателей для каждого СХП, на основании которых студенты должны рассчитать суммарную взвешенную оценку привлекательности рынка. Полученная оценка определяет положение СХП в матрице по вертикали. Все показатели, характеризующие позицию СХП в конкурентной борьбе, также объединены в четыре группы: 1. Относительная позиция на рынке. 2. Относительный потенциал производства. 3. Относительный потенциал НИОКР. 4. Относительный потенциал персонала. Полученные экспертным путем веса и балльные оценки вышеуказанных групп показателей для каждого СХП приведены в таблице 3 приложения 1. Студенты должны рассчитать суммарную взвешенную оценку конкурентной позиции СХП, которая определяет положение СХП в матрице по горизонтали. Каждое СХП в матрице Мак-Кинси представляется в виде окружности, диаметр которой пропорционален емкости рынка, а затененный сектор внутри окружности отражает долю рынка данного СХП. Пример. На рис.6 изображено СХП, имеющее следующие характеристики: суммарная взвешенная оценка привлекательности рынка - 5,5 балла , суммарная взвешенная оценка позиции в конкуренции - 2,5 балла, емкость рынка - 10000 тыс. ед., доля на рынке - 25%. Все СХП в соответствии с их положением в матрице Мак-Кинси можно объединить в три группы по принципу приоритетности инвестиций: СХП, имеющие высокий , средний и низкий приоритет инвестиций (см.рис.5). Рекомендуемые стратегии: для СХП с высоким приоритетом инвестиций - стратегия роста/ инвестирования; для СХП с низким приоритетом инвестиций - стратегии «сбора урожая» или сокращения, т.е. продолжение деятельности без инвестиций или дезинвестирование; в особых случаях, когда существует хорошая возможность восстановления позиций СХП, могут быть использованы разновидности стратегии разворота; для СХП со средним приоритетом инвестиций стратегические решения принимаются в зависимости от характера ситуации (селективное инвестирование). Выбор осуществляется из широкого спектра возможных стратегий: рост/ инвестирование, сохранение и защита достигнутых позиций/ реинвестирование, сокращение и ликвидация/ дезинвестирование. При разработке рекомендуемых вариантов стратегий для отдельных СХП студенты должны исходить не только из оценки положения СХП в построенных матрицах, но и из соотношения различных СХП в портфеле организации. Для оценки стратегической привлекательности портфеля организации необходимо проанализировать: достаточно ли в портфеле СХП, действующих на очень привлекательных рынках; не много ли СХП, имеющих слабую конкурентную позицию; соблюдается ли требуемая пропорция между СХП, находящимся на стадиях зарождения и роста, и СХП - на стадиях зрелости и спада; достигается ли требуемый баланс между СХП, генерирующими денежную наличность, и СХП, потребляющими денежную наличность, и др. В процессе выполнения Части 3 контрольного задания студентам необходимо самостоятельно рассмотреть предпосылки использования матрицы БКГ и матрицы Мак-Кинси, их преимущества и недостатки, возможные области применения. |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Бесплатный хостинг uCoz Персональный сайт учителя английского языка |