Цели, задачи и содержание контрольного задания
Целью выполнения контрольного задания является:
закрепление теоретических знаний, полученных студентами в процессе изучения дисциплины «Стратегический менеджмент»;
приобретение навыков самостоятельного решения практических задач в области стратегического управления организацией.
В ходе выполнения контрольного задания перед студентами ставятся следующие задачи:
уяснение специфических особенностей стратегического управления, приобретение навыков стратегического мышления;
овладение методикой анализа внешней и внутренней среды организации;
ознакомление с методами и моделями разработки стратегических управленческих решений;
приобретение практических навыков выработки стратегических решений на примере конкретных хозяйственных ситуаций.
Контрольное задание оформляется в виде пояснительной записки объемом 15-30 страниц рукописного текста. Защита контрольного задания осуществляется в форме собеседования с преподавателем.
Выполнение контрольного задания состоит из трех частей. В части 1 студенты должны сформулировать миссию и стратегические цели организации; в части 2 - осуществить SWOT-анализ, на базе которого определить возможные стратегии развития организации; в части 3 - провести портфельный анализ деятельности организации и разработать стратегии для различных стратегических хозяйственных подразделений (СХП).
Часть 1 и часть 2 контрольного задания выполняются на примере конкретных организаций, в которых студенты работают или с деятельностью которых они хорошо знакомы. Часть 3 контрольного задания выполняется на условных данных, представленных в приложении 1.
Номер варианта контрольного задания выбирается по последней цифре студенческого билета.
Определение номера варианта для части 3 контрольного задания
Последняя цифра Вашего студенческого билета |
0,1 |
2,3 |
4,5 |
6,7 |
8,9 |
Номер варианта контрольного задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Исходные данные для выполнения части 3 контрольного задания для каждого варианта представлены в трех таблицах приложения 1. В таблице 1 содержатся сведения об объемах продаж СХП организации и ведущего конкурента, размерах и темпах роста рынков. В таблице 2 приведены полученные экспертным путем веса и балльные оценки характеристик привлекательности рынка для каждого СХП организации. В таблице 3 представлены полученные экспертным путем веса и балльные оценки характеристик конкурентной позиции для различных СХП организации.
Методические указания к выполнению контрольного задания
Часть 1. Определение миссии и стратегических целей организации.
В части 1 контрольного задания студенты должны:
1) дать краткую характеристику исследуемой организации (характер деятельности, размеры организации, оргструктура управления и др.),
2) сформулировать миссию и построить дерево стратегических целей организации.
Выбор миссии и целей является первым и самым ответственным решением при стратегическом планировании. Миссия и цели служат ориентирами для всех последующих этапов планирования и одновременно накладывают определенные ограничения на направления деятельности организации при анализе стратегических альтернатив развития.
Миссия (или главная цель организации) - понятие, раскрывающее смысл существования организации и определяющее в общем сферу ее деятельности. В миссии, как правило, находят отражение:
целевые ориентиры организации (круг удовлетворяемых потребностей);
сфера деятельности организации (основные продукты и услуги, рынки);
возможные способы осуществления деятельности (основные технологии, используемые ноу-хау и др.);
культура организации (ценности и принципы деятельности);
внешний образ организации, ее имидж.
Определяя миссию организации, студенты должны иметь в виду следующее:
1. Организация является открытой системой, успех деятельности которой определяется прежде всего степенью ее адаптации к условиям внешней среды. Следовательно, миссию организация должна находить во внешнем окружении. Прибыль не должна провозглашаться главной целью организации, так как она является внутренней проблемой организации, хотя и очень важной;
2. Миссия крупных, диверсифицированных организаций формируется более широко, чем миссия малых, узкоспециализированных организаций;
3. Миссия должна быть выражена в сравнительно простых определениях и удобной для восприятия форме, чтобы быть понятной всем субъектам, взаимодействующим с организацией (собственникам, сотрудникам организации, покупателям, деловым партнерам и обществу в целом);
4. Формулировка миссии должна исключать возможность разнотолкования и в то же время оставлять простор для развития организации;
5. Миссия должна отличать организацию от ей подобной.
Цели организации формулируются и устанавливаются в рамках миссии и в ее развитие. Они выражают отдельные конкретные направления деятельности организации. Правильно сформулированные цели должны отвечать следующим требованиям: они должны быть конкретными и измеримыми, реальными (достижимыми), взаимоподдерживающими и хорошо мотивированными.
В соответствии с принципами управления стратегические цели должны быть установлены не только для организации в целом, но и для стратегических хозяйственных подразделений, наиболее значимых функциональных зон организации, основных видов продукции (услуг) и др. Иерархия целей в организации играет важную роль, устанавливая связность организации и обеспечивая ориентацию всех подразделений организации на достижение общей цели.
Студентам предлагается представить иерархию целей организации в виде «дерева целей» (древовидного графа). При построении «дерева целей» следует руководствоваться следующими правилами:
расчленение цели на подцели на каждом уровне иерархии ведется только по одному признаку декомпозиции;